15 лучших российских мультфильмов для взрослых

56465gfj45

28 октября отмечают Международный день анимации. В честь этого события Kinopoisk составил топ-15 российских фестивальных мультфильмов для взрослых.

Для рейтинга были отобраны анимационные картины, снятые в XXI веке.

15. «До любви»

Соратник Александра Татарского, один из основателей студии «Пилот», Игорь Ковалев знаком широкому зрителю как художник-постановщик «Пластилиновой вороны», один из сценаристов и режиссеров мультфильма «Крылья, ноги и хвосты», а также благодаря американскому сериалу «Ох уж эти детки», на котором Ковалев долгие годы работал. Фестивальный зритель знает мультфильмы «Его жена курица», «Летающий Нансен», «Молоко», а теперь и «До любви», фильм, который за полгода получил уже десяток гран-при на различных международных фестивалях, включая смотры в Голландии, Польше, Румынии и, конечно, России.

Если пересказать сюжет, может получиться драма в бразильском стиле: любовный треугольник, ревность, слежка, убийство… но с Ковалевым все куда сложнее: даже чтоб понять происходящее в фильме иному зрителю придется пересмотреть его несколько раз, а уж над посланием и интеллектуалы поломают голову. Ковалев расширяет границы анимации, используя монтаж, нарратив и драматургию, более характерные для игрового кино. Его фильмы, очень эстетские (благодаря работе художника Дмитрия Маланичева), сложные, мрачные агрессивно не нравятся одним, производя при этом на других неизгладимое впечатление.

14. «Брут»

Светлана Филиппова дебютировала в анимации еще в конце ХХ века, однако долгие годы не получала серьезного признания. Ее фильмы, черно-белые, утонченные и по графике, и по смыслу часто терялись в фестивальных программах. «Брут» — первая картина, которая имела несомненный и очень заметный фестивальный успех: тут и участие в конкурсе Аннеси, и гран-при на фестивале «КРОК», и множество других важных наград. Короткометражка сделана по сюжету одноименного рассказа Людвика Ашкенази и повествует о собаке, которая оторвана от любимой хозяйки и передана в руки фашистов.

13. «Мы не можем жить без космоса»

Два закадычных друга готовятся стать космонавтами, но в финал выйдет только один. И, увы, это будет невеселая для обоих победа. «Мы не можем жить без космоса» — это мультфильм о мечте. И о дружбе. До гроба. Вроде бы совершенно классическая работа, однако весьма неожиданная и для самого Константина Бронзита, который до того снимал исключительно комедии, и для мировой фестивальной анимации, которая за последние десятилетия так углубилась в разные сложные тонкие темы, что, кажется, забыла об «общечеловеческих ценностях», так сказать.

На фестивале в Аннеси в 2015-м «Мы не можем жить без космоса», несмотря на свою классическую форму и вполне прозрачное содержание (фестиваль предпочитает сложные, замысловатые, экспериментальные фильмы) ощущался как глоток свежего воздуха. И получил гран-при. Собрав десятки важнейших призов «Космос» был затем номинирован на премию «Оскар». Несмотря на то, что победила в итоге «Медвежья история», мировое анимационное сообщество оценило это решение как конъюнктурное («Медвежья история» была первым чилийским фильмом, номинированным на эту награду).

12. «Мой личный лось»

Леонид Шмельков пришел в мультипликацию сравнительно недавно, еще 10 лет не прошло с его дебюта, а имя его уже называется среди самых славных российских мастеров. «Мой личный лось» не только попал в конкурсную программу Generation на Берлинском кинофестивале, но и получил в ней приз — тем более престижный, что мультипликаторам нечасто удается завоевать награды на киносмотрах, соревнуясь с игровым кино. «Мой личный лось» — это абсурдистская и эмоциональная история про взросление и взаимоотношения отца и сына.

11. «Друзья»

Этот яркий и необычный по графике мультфильм Романа Соколова получил не так уж много призов и еще меньше популярности среди зрителей. Возможно, рассказанная в нем история оказалась слишком доброй. Поставленный по индейской сказке он изображает человека, который все готов отдать ради ближнего. «Я не нашел никого, кто не был бы моим другом», — говорит герой и сначала на последние деньги выкупает у рыбака рыбу, затем — всю свою одежду, чтобы спасти птиц из клетки и, наконец, ценой собственной жизни выкупает рыбака и птичника у самой смерти, не переставая при этом весело звенеть погремушкой.

10. «Чинти»

Эта история — про впечатлительного муравья, которого поразила фотография с изображением Тадж Махала — настолько, что он начинает возводить из мусора собственную маленькую копию великолепного дворца. Свой фильм Наталья Мирзоян сделала из разных сортов чая: она выкладывала картинку «слоями» на стеклах многоуровневого анимационного стола и сдвигала изображение, параллельно покадрово его снимая.

9. «Очумелов»

Алексей Дёмин знаменит своим акварельным рисунком — таким бесплотным, мягким, таким подходящим для разного рода романтичных сказок. Только истории Дёмин не всегда романтичные выбирает. Уж в рассказе Антоши Чехонте «Хамелеон» романтики точно никакой. В «Очумелове» Демин, помимо акварельной техники, использует еще один яркий прием: все персонажи мультфильма как бы нарисованы на обрывках бумаги и между сценами они разлетаются от порывов ветра. Прием необычный и символичный: в конце концов, что есть мелкие жизненные дрязги, вроде описанной в «Хамелеоне», как не пожухлая осенняя листва.

8. «Он и она»

Мария Муат — один из немногих советских режиссеров, которые не просто по сей день продолжают работать в этом качестве, но и имеют фестивальный успех. Создательница «Влюбчивой вороны» и один из авторов «КОАППА» в XXI веке Муат сняла несколько кукольных экранизаций русской классики. «Он и она» — это постановка «Старосветских помещиков» Гоголя, и хотя экранизация сделана близко к тексту, повесть не узнать. Вместо гоголевской сатиры на мещанство, в фильме предстает история любви до гроба, красивая, пронзительная, нежная и наполненная тонкой мистикой.

7. «Лесной оркестр»

Крошечный эпизод про репетирующую в лесу группу музыкантов (медведь, волк, заяц) имел такой невероятный успех в фестивальном сообществе, что Алексею Алексееву пришлось сделать целый сериал про своих героев — Log Jam. Когда фестиваль в Аннеси предложила профессионалам голосованием выбрать самый смешной мультфильм всех времен и народов, именно сериал Log Jam был удостоен этого звания.

6. «Девочка-дура»

Дебютный и единственный на сегодняшний день фильм екатеринбургского режиссера Зои Киреевой хоть и не был награжден на Суздальском фестивале 2007-го года, однако произвел фурор среди профессионалов и был отмечен самим Норштейном. Награду короткометражка получила несколько месяцев спустя, на международном смотре в Аннеси — приз за лучший дебют (большое событие по тем временам, довольно скудным для России на международные фестивальные награды). Это признание казалось тем более удивительным, что вроде бы «Девочка-дура» рассказывает именно про советское детство: грубых воспитательниц, унылый детсадовский быт, в котором растет странная девочка. Влюбленная в своего одногруппника героиня нестандартным образом выражает свои чувства, вызывая скорее негатив мальчика, чем ответную симпатию.

5. «Уборная история — любовная история»

Дважды «оскаровский» номинант Константин Бронзит пока что не получил премии от Американской киноакадемии, зато широко известен российскому зрителю, благодаря полнометражному мультфильму «Алеша Попович и Тугарин Змей». В своих короткометражных авторских мультфильмах Бронзит невероятно остроумен, лаконичен, так ловко играет со зрительским восприятием, что не замечаешь, как тонкая романтика, доходящая до сентиментальности, перетекает практически в слэпстик, комедию ударов и падений.

«Любовная история» — это почти анекдот про мечтательную смотрительницу мужского туалета, которая обнаруживает в своей баночке для денег маленький букетик цветов и теперь гадает, кто же из посетителей — ее обожатель. Фильм очень лаконичен по графике, почти как газетные карикатуры, отчего сложная гамма переданных в нем эмоций выглядит еще более эффектно.

4. «Моя любовь»

Лауреат премии «Оскар», режиссер Александр Петров в представлении не нуждается, тем более, что замечательны не только фильмы Петрова, но и его личность. Знаменитый художник, который живет в Ярославле и рисует свое кино пальцами — масляными красками по стеклу давно стал национальным героем. Само это рисование — незабываемый аттракцион — когда из цветных пятен выдавленных на стекло красок под пальцами режиссера возникают реалистичные портреты, огромные панорамы купеческой Москвы, заполненные деятельными персонажами. Фильм «Моя любовь» сделан по мотивам «Истории любовной» Ивана Шмелева. Как и прочие картины Петрова, «Моя любовь» была номинирована на премию «Оскар».

3. «Признание в любви»

Не стоит обманываться названием: в данном фильме нет ни капли романтики, а в любви режиссер Дмитрий Геллер признается вовсе не женщине, а другому режиссеру — Луису Бунюэлю. В сотрудничестве с художницей Анной Карповой Геллер создает необыкновенной красоты изображение в технике компьютерной перекладки. Фильм показывает впечатлительного ребенка, растущего с работающей матерью. Его внешне скучная жизнь наполнена разного рода небытовыми впечатлениями: проекции волшебного фонаря, стоящая в поле мельница, торжество, проходящее в городе, — все это становится для маленького героя источником трансцендентного опыта.

2. «Ветер вдоль берега»

Абсурдист, любитель графического и смыслового парадокса, Иван Максимов мог бы создавать улетные и сумасшедшие мультфильмы в стиле современных американских сериалов. Однако странные существа (рыбы на ножках, карлики-носатики, гномы с растущей из головы рукой), населяющие мультфильмы Максимова, совершенно безопасны, а сами миры — уютны, неспешны, наполнены своеобразной гармонией, нарушить которую может только какое-нибудь стихийное явление.

Например, сильный ветер, дующий вдоль берега и сносящий все на своем пути. Впрочем, жители прибрежного городка так с ним свыклись, что ураган не доставляет им негативных эмоций. «Ветер вдоль берега» — первая часть трилогии «Сожительство с капризной природой», которую режиссер продолжил фильмами «Дождь сверху вниз» и «Приливы туда-сюда».

1. «Про раков»

Умного, тонкого, очень интуитивного режиссера Валентина Ольшванга нет-нет да и назовут продолжателем дела Юрия Норштейна, у которого Ольшванг был художником на заставке к «Спокойной ночи, малыши». Ольшванг также глубоко ныряет в человеческое подсознание, однако обнаруживает в нем коллизии более трагичные, мрачные, часто безысходные, заставляя вспомнить о древнегреческой трагедии и архаических культурах. Бывает, что выход один — смерть, и именно такие истории рассказывает Ольшванг.

«Про раков» — это жестокая версия «Аленького цветочка». Красавица, чудовище, инстинктивная сила материнской любви. Разве возможен в такой истории счастливый конец? Страшная сказка разворачивается под шепоты и народные напевы, звуки заговоров и причитания, а само изображение, выполненное карандашами на кальке и, подобно, стеклу подсвеченное снизу лампами, издает тусклое потаенное мерцание.

Источник

, ,