Для нормального взрослого этот киножурнал практически весь не смешной. Но 10 лучших сюжетов журнала «Ералаш» — это классика.
Киножурнал (изначально его выпуски демонстрировались перед детскими сеансами в кинотеатрах) «Ералаш» — это одно из немногих явлений из СССР, дожившее до наших дней почти в первозданном виде.
Режиссёр Алла Сурикова (она сняла ,к примеру, «Человек с бульвара Капуцинов») отправила в ЦК КПСС письмо с предложением создать для детей юмористический киножурнал «Фитилёк» (задуманный как детская версия взрослого сатирического киножурнала «Фитиль»).
Основателями киножурнала стали Александр Хмелик (1974—2001) и Борис Грачевский (1974—2021). В процессе разработки название «Фитилёк» было отвергнуто. Сурикова и Грачевский в 2013 году в шоу «Сегодня вечером» рассказали, что название «Ералаш» придумала дочь Хмелика, Мария.
Первые выпуски журнала вышли в 1974 году. Самый первый выпуск состоял из трёх миниатюр, и первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Затем ежегодно выходило 6 выпусков.
Расцвет «Ералаша» пришелся на 70-е и середину 80-х годов ХХ века. Тогда там появлялись сюжеты, которые помнят почти все советские дети. А сегодня их даже можно назвать классикой.
Если смотреть подавляющее большинство сюжетов во взрослом возрасте, то становится непонятным, как советские дети угорали над этим набором штампов и шуток в стиле Петросяна.
Но всё стало намного хуже после середины 90-х. Нина Абросимова в 2017 году процитировала психолога Адриану Имж:
Современный «Ералаш» токсичен: гендерные, межпоколенческие взаимодействия в нём основаны не на диалоге или уважении, а на жёстко закреплённых стереотипах. «Ералаш» был бы опасен, но, к счастью, сделан недостаточно интересно, чтобы значительно повлиять на аудиторию»
В той же статье Абросимова процитировала Владимира Панжева (который снял множество роликов киножурнала, начиная с начала 1990-х) и ещё нескольких человек, причастных к производству, которые признали, что им приходится работать со слабыми сценариями и не очень хорошо играющими детьми, но им приходится считаться с мнением Грачевского.
В марте 2018 года в выпуске ток-шоу «Привет, Андрей!», посвящённом 1000-му ролику киножурнала, актёр Станислав Садальский, который снимался в роликах как советской, так и постсоветской эпохи, заявил, что дети, с которыми он снимался в первую эпоху, были куда талантливее тех, с которыми он снимался во вторую, — он прямо намекнул, что Грачевский стал набирать детей «по блату».
Есть множество суждений о том, что, когда киножурнал окончательно превратился в машинку для заработка Бориса Грачевского (умершего в 2021 году от ковида), он умер окончательно. При этом его агония длилась довольно долго.
Тем не менее всё-таки даже в «Ералаше» удалось найти десяток неплохих сюжетов (их названия — официальные). Хотя, честно говоря, наверное здесь больше ностальгии, чем художественных достоинств.