Лиза Лу понимает суть фраз «метать бисер» и «железное терпение». Ведь она сделала проект — кухня из бисера в натуральную величину.
На свой первый художественный проект под названием «Кухня» она потратила 5 лет (1991-1996).
Это копия кухни в натуральную величину, только не обычная кухня – всё, что на ней находится, вплоть до совка, пачки «Тайда» и мусора на полу – сплетено ею из миллиона бисеринок с вкраплением стекляруса.
Кухня из бисера
Невероятно, насколько это тонкая работа и кропотливый труд!
Лиза клеила каждую бисеринку отдельно с помощью крошечных щипцов. Таким образом, она создала удивительную мозаичную поверхность на всех предметах в комнате – от стен до газет и пачек чипсов.
У Лизы было тяжёлый подростковый период — она вынуждена была уехать в один прекрасный день в какое-то захолустье, вместе с родителями, оставив всех своих друзей, любимые места и запах детства.
Именно поэтому Лиза решила воссоздать «ту самую кухню», на которой ей когда-то было хорошо, когда она была маленькой девочкой.
И пусть эта кухня будет вечной (решила Лиза), пусть она сверкает всеми огнями – а что, как не всегда волшебный бисер может послужить лучшим материалом для исполнения такого замысла?
Она использует только шарики производства Чехии и считает их самыми красивыми в мире. Ну а нам ничего не остается, как поверить ей на слово – других шариков для сравнения просто нет.
Сегодня «Кухня» входит в постоянную коллекцию Музея американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art) в Нью-Йорке.
Искусство Лизы Лу удивительно красиво, но далось высокой ценой. Ей был поставлен диагноз острый тендинит (дегенерация тканей сухожилий), когда она работала над «Кухней», вследствие кропотливой работы по прикреплению каждой бусинки пинцетом.
Вслед за этой работой последовали другие. В 1999-ом году мастерица приступила к новому проекту под названием «Задний двор».
Для его создания Лиза Лу использовала немногим более 30 млн бисеринок, большинство из которых ушло на 250 тыс. травинок.
Интересно, что в 1990-е критики из мира искусства относились к американке с плохо скрываемым презрением, называя ее то «второсортной ювелиршей» и «сумасшедшей ремесленницей», то сегодня за ее работами охотятся коллекционеры и кураторы галерей со всего мира.
В 2002 году Лу получила грант размером в полмиллиона долларов от Фонда Макартуров (MacArthur Foundation), и в настоящее время она живет и работает в Дурбане, ЮАР, где находится ее студия.
Рабочий процесс в студии Лизы Лу протекает совершенно не так, как в студиях других современных художников.
Около половины девятого утра в одной из двух комнат, которые Лиза снимает в центре города, собираются примерно 25 зулусских мужчин и женщин, одетых в узорчатые платья или простые джинсы с футболками…
Для начала они становятся в большой круг, поют и танцуют, и Лу хлопает в ладоши и притоптывает вместе с ними.
В конце концов, все рассаживаются по своим местам в студии и принимаются за тонкую, кропотливую работу – весь день Лиза с помощниками соединяют бесконечные крохотные бусинки, сопровождая свой труд песней.
Площадь «Заднего двора» — 48,8 квадратных метров, поэтому при создании травы Лизе пришлось прибегнуть к помощи добровольцев.
Вот еще 7 фотографий заднего двора из бисера…
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В 2013-ом году художница завершила работу над своим крайним проектом под названием «Цветное поле»».
Художница, кажется, проходит путь, сходный развитию истории мирового искусства: от скрупулезного воспроизведения реальных предметов она перешла к абстракции.
Новый объект напоминает искусственный газон.
Тысячи проволочек с нанизанными на них бусинками образуют прямоугольники разных цветов. На изготовление этого объекта ушло три года.