Жил на свете Генри Дарджер — великий гений. И никто, включая его самого, об этом не знал.
Он был тихий, застенчивый человек без семьи и друзей, и, казалось, жил обычной жизнью. Когда он умер, соседи пришли, чтобы очистить его квартиру и обнаружили, что-то невероятное…
На протяжении большей части своей жизни, Генри Дарджер жил затворником. 50 лет проработал уборщиком церкви в Чикаго. Когда он смертельно заболел и попал в больницу, соседи пришли убраться в его доме и там нашли это…
Комната, где жил Генри Дарджер
Они обнаружили, что за последние шестьдесят лет своей жизни Дарджер работал на огромным романом под названием The Story of the Vivian Girls, in What is known as the Realms of the Unreal, of the Glandeco-Angelinnian War Storm, Caused by the Child Slave Rebellion.
Генри Дарджер — автор тысячастраничных фолиантов
Полный текст этой книги составил 15,143 страницы. События книги Дарджер отразил в нескольких сотнях рисунков, при создании которых он использовал вырезки из газет и журналов, коллаж, акварель и карандаш.
Генри Дарджер использовал, создавая иллюстрации, множество техник
Но в начале по порядку…
Генри Дарджер на фото в 1960-х годах
Генри Дарджер родился в 1892 году в Чикаго. Мать Дарджера умерла, когда ему было 4 года. После смерти матери маленький Генри жил с отцом, пока тот мог заботиться о ребенке.
В 1900 году тяжело больной отец Дарджера был помещен в католическую миссию для пожизненного проживания.
В 1905 году отец Генри умер, а сам он попал в больницу города Линкольн с симптомами синдрома Туретта.
Там ему поставили диагноз «мастурбация» (в то время мастурбация считалась болезненным состоянием, способным привести к слабоумию). В психиатрической больнице Линкольна его лечили тяжелым трудом и физическими наказаниями.
Генри Дарджер неоднократно предпринимал попытки побега, убежать ему удалось в 1908 году. Генри вернулся в Чикаго и, благодаря помощи своей крестной матери, устроился на низкооплачиваемую работу в католическую больницу.
Там он проработал около 50 лет. чистя туалеты и убирая за больными. Все эти годы он вёл скромную, затворническую жизнь одинокого человека.
В 1930 году Генри Дарджер поселился в комнате на северо-западе Чикаго в районе Линкольн Парк. В этой комнате он жил до самой своей смерти Дарджер был одинок. Его единственный близкий друг, Уильям Шлодер (William Shloder), уехал из Чикаго в середине 30-х.
Они переписывались до самой смерти Шлодера в 1959 году. Каждый день ходил на мессы (иногда и по 5 раз на дню). Собирал и хранил дома внушительную коллекцию уличного мусора.
Его соседи, решившие отвезти его умирать в приют для бедных, обнаружили в его квартире, помимо кучи хлама (бутылок от Pepto-Bismol ( лекарство от расстройства желудка), старых журналов и комиксов, религиозных китчевых фигурок, клубков шерсти…), работу всей его жизни — книгу о войне детей-рабов против жестоких поработителей.
В ней описана фантастическая вселенная, центром которой является крупная планета вокруг которой, на манер Луны, вращается Земля. Большинство людей, живущих на планете, исповедуют христианство (в основном – католичество).
Большая часть повествования рассказывает о приключениях дочерей Роберта Вивиана (Robert Vivian), семи сестер, являющихся принцессами Христианского государства Эббиэнии (Christian nation of Abbieannia) и участвующих в востании против режима поработителя детей Джона Мэнли (John Manley), установленного Глэнделинианами (Glandelinians).
Дети с оружием в руках отстаивают свою свободу и часто гибнут в боях или подвергаются пыткам со стороны правителей Глэнделиниан.
Также в истории фигурируют Бленгигоменеане (Blengigomeneans), сокращенно именуемы Бленгинами (Blengins) – гигантские крылатые сущности с кривыми рогами, которые иногда принимают человеческую или частично человеческую форму, маскируясь под детей.
Обычно (но не всегда) они настроены благожелательно, некоторые из Бленгинов весьма подозрительно относятся к людям из-за жестокости Глэнделиниан.
К этой рукописи прилагалось и несколько других. В частности продолжение первой на 10 000 страниц рукописного текста под названием “Crazy House: Further Adventures in Chicago”
Еще интересней обнаруженная автобиография Дарджера. Первые 206 страниц посвящены его прогулкам по бедным районам, а последующие 4672 — описанию вымышленного урагана “Сладкий Пирог”.
Очень тяжело читать последнюю запись в его дневнике, и, наверное, ему, действительно, не следовало знать, какой успех его ждет:
“1 января 1973. У меня было самое плохое Рождество. Никогда в жизни у меня не было хорошего Рождества или Нового Года, но в этом году… Мне очень горько, но к счастью я не мстителен. Я чувствую, что где-то должны быть такие же как я… ”.
Генри повезло с соседями вообще и с домовладельцем в частности, им оказался Натан Лернер (1913-1997) — выпускник Нового Баухауза, известный фотограф, дизайнер, преподаватель, который — по определению «Нью-Йорк Таймс» — «был неразрывно связан с историей визуальной культуры в Чикаго».
Этот человек не выбросил найденное на помойку, а устроил маленькую выставку в комнате Генри.
Со временем мнение мистера Лернера о ценности работ мистера Дарджера разделили и другие люди.
При жизни Генри о его существовании знали только соседи, считая его всего лишь бедным и странным человеком. После своей смерти он стал культовой фигурой в американской контр-культуре.
Сегодня Дарджер — одна из самых главных фигур арт-бьюта, искусства аутсайдеров. Его рисунки продаются за десятки тысяч долларов.
Арт брют — (от французского art brut, буквально грубое, необработанное искусство) направление в изобразительном искусстве середины ХХ века.
Понятие введено французским художником Жаном Дюбюффе для обозначения искусства душевнобольных, «наивного» творчества маргиналов, уличных граффити.
В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров, англ. outsider art (или маргиналы в искусстве), который ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал.
Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, визионерское или интуитивное искусство, фольк-искусство, новый вымысел (фр. Neuve Invention), примитивизм.
Сегодня книги Дарджер издаются в кратком содержании — вряд ли найдется издатель, готовый выпустить эти тысячи страниц в полном объеме.
По мотивам его творчества написана поэма Джона Эшбери «Девичья беготня» (1994). Дарджер ничего не зная о тенденциях современного искусства, нашел средства выражения, адекватные ему.
Самое горестное в истории Генри Дарджера то, что если посмотреть биографию героя, то видно, что все его «болезни» теперь бы не принесли ему никаких проблем.
Синдром Туретта теперь лечится, мастурбация — вообще смешно. Да и всё прочее ныне легко корректируется таблетками.
Но тот мир так долго внушал ему что он сумасшедший, что он либо стал им, либо просто перестал обращать на мир внимание. Видимо поэтому его совершенно не интересовало мнение других о его работе.
Существует несколько документальных фильмиов о творчестве и вообще течении арт-бьют. На русском можно найти 80-минутный «На границах нереального» (In the Realms of the Unreal) с субтитрами.
Существует также очень странная видеозапись — 20 минутная съемка комнаты Генри без звука. Видимо, это какая-то видеоопись предметов из его жилища.
Не пропусти…
25 арт-гифок (gif art) для знакомства с этим видом цифрового искусства